Каратэ - боевое искусство, разработанное людьми, которым было запрещено использование оружия. Таким образом, оно создавалось как искусство защиты. Считается, что при высокой степени мастерства для самозащиты достаточно одних рук. Слово «Каратэ» означает «пустая рука».
Истоки каратэ насчитывают более чем тысячелетнюю историю. Когда Дхарма (Бодхидхарма , или Бодай –Дарума в японском произношении- основатель религии Дзэн в Китае ,куда он в 5 в. н.э. принес основы учения из Индии.) был в монастыре Шао- Линь в Китае, он обучал своих учеников физической тренировке для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы и внес эту суровую дисциплину как составную часть в свою религию. Эти методы физических тренировок в дальнейшем развивались и совершенствовались и стали известны как искусство борьбы Шао- Линя.Это боевое искусство вывезли на Окинаву, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов. Повелитель древней Окинавы, а позднее феодальный правитель Кагосимы на самой южной оконечности Кюсю в Японии запретил использование оружия, и это вызвало заметное развитие техники борьбы голыми руками и приемов самозащиты. Это боевое искусство, зародившееся в Китае, было названо Каратэ, что дословно означало « китайская рука». Современный мастер Фунакоши Гичин, умерший в1957г., в возрасте 88 лет, изменил смысл этого термина: рука из «китайской» стала «пустой».Фунакоши взял определение для этого значения из философии Дзэн- буддизма: «сделать себя пустым, опустошить свой разум». Для мастера каратэ было прежде всего боевым искусством, однако он видел в нем и средство, помогающее выстроить характер. Он писал: «Как зеркальная поверхность отражает все, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться. Это и является главным смыслом «Кара», или пустоты, в каратэ».
ВАДО РЮ
Вадо-рю "Школа Пути гармонии, «Путь мира». Один из четырех крупнейших стилей японского каратэ-до. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним – фронтальное изображение сжатого кулака. Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892-1982), врачом по профессии. Он начал заниматься дзю-дзюцу с шести лет под руководством своего отца, Оцука Токудзиро. В 1905 году, в возрасте 13 лет, поступил в школу дзю-дзюцу Синдо-Есин-рю, к мастеру Накаяма Тацусабуро-Екиеси. В 1921 году мастер Накаяма вручил 29-летнему Оцуке «мэнке-кайдэн» (свидетельство о завершении полного курса обучения) и объявил его своим официальным преемником. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ Шотокан под руководством Фунакоси Гитина (1869-1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Теки (1871-1944), который, в отличие от сенсея Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Есин-рю. В 1934 году Оцука создал первую независимую ассоциацию каратэ. В 1939 году, по просьбе Бутоку-кай и под воздействием националистических идей, он объявил о создании «первого, чисто японского стиля каратэ», которому дал название: «Вадо-рю-кэнпо» (тем самым он как бы узаконил в глазах общественности то, что фактически сделал пятью годами раньше). Воспитанный в классических традициях бу-дзюцу, школы дзю-дзюцу Синдо-Есин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и каратэ-до – в частности. Очень четко прослеживается влияние дзю-дзюцу на технику и тактику. Это, пожалуй, самый «японский» стиль каратэ-до из всех. Недаром Оцука первым был удостоен звания «ханси» на высшем государственном уровне. Оцука отказался от бескомпромиссной жесткости и лаконичности стиля Фунакоси, свойственной, кстати, окинавскому каратэ. Он также отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо-Рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии определенного состояния разума (мидзу-но-кокоро, му-син). Чрезвычайно важен разум живой, реагирующий на окружающий мир интуитивно, без колебаний, в любой экстремальной ситуации. Адепт обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности. Вадо-Рю, в первую очередь, – духовная дисциплина: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии». Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой – составляют основу тренинга системы Вадо-Рю. Стойки более высокие и подвижные, много уклонов и уходов. Много блоков выполняемых дзедан, в отличие от большинства стилей окинавского и японского каратэ, где эти блоки выполняются на среднем уровне. Нет жестких блоков, но очень много отводящих и протягивающих. Все удары и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (таи-сабаки), что служит не только усилению атаки, но и позволяет избежать возможной синхронной контратаки. Известно, что при попадании во вращающуюся цель сила удара как бы «размазывается» по большой поверхности, что резко снижает его эффективность. Вращательные движения корпусом – характерная черта стиля Вадо-Рю. Оцука заимствовал технику уходов корпусом из дзю-дзюцу. Спарринг изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, используется принцип принцип «мягкого» контакта с противником – вместо «стального» блока или силового удара внезапный уход с линии атаки с нарушением равновесия противника и броском; при этом удары в броске выполняются толчком или с одновременной подсечкой.
Х.Оцука вернул прежнее название ряду базовых ката, и они вновь стали называться Пинан 1-5, Пассай. Другие ката, изучаемые в Вадо-Рю: Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсан, Чинто, Дзюттэ, Нисэйси, Рохай. После смерти мастера Хиронори, школу и ассоциацию Вадо-рю возглавляет его старший сын, Оцука Дзиро (родился в 1934). Виднейшие мастера стиля: Сигиура Кэнго(8 дан), Дайтиро Аидзава, Накоити, Сасаки, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки(8 дан), Шиомитсу Масафуми, Шунсукэ Янагита(8 дан), Катсуми Хакоиси(8 дан), Сейджи Нисимура(6 дан).